1) Механизм нарушения
2) Проявление ошибок
3) Коррекционная работа
ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква, как обобщённый символ, обозначающий конкретные звуки речи, воспринимается и распознаётся корой затылочной доли левого полушария.
Если буквенный гнозис сохранен, ребёнок запоминает начертание букв без особого труда. Если же буквенный гнозис страдает, то у ребёнка появляются ошибки при чтении и на письме. Эти ошибки носят оптико-пространственный характер и проявляются в виде написания схожих букв отражённо (по вертикали Я → R или горизонтали б → g и т.д.); добавления к букве лишних элементов, недописывания элементов (ш → и).
Зрительные образы (буквы) имеют зеркальное представительство в определённых центрах левого и правого полушария. При поражении (или сниженной активности) левого полушария, человек начинает копировать на письме обратное изображение образа, представленного в правом полушарии, в результате чего появляется тенденция писать не только отдельные символы в зеркальном отображении, но и возможна смена самого направления письма (справа налево).
- В детском возрасте зеркальное письмо довольно часто обнаруживается у практически здоровых детей.
- Зеркальное письмо у детей может наблюдаться не только у леворуких, но и у праворуких, у большинства из которых в анамнезе отмечалась тенденция к предпочтению левой руки.
- Для зеркального письма у детей, в отличие от взрослых, не характерна монолатеральность (проявление при использовании одной руки). Оно обычно в равной степени проявляется при письме как левой, так и правой рукой.
- Зеркальное письмо у детей не обнаруживает прямой зависимости от направления движений руки. Оно может иметь место при направлении письма как справа налево, так и слева направо. В ряде случаев имеет место реверсия направления, при которой зеркальность возникает только при письме слева направо, и не имеет места при письме справа налево.
- Зеркальное письмо у детей носит стойкий характер. Оно в равной степени проявляется как при списывании с образца, так и при его отсроченном воспроизведении по памяти.
- Формирование межполушарных взаимоотношений происходит в ходе онтогенетического развития. Отрицательное влияние на формирование этих взаимоотношений оказывает насильственное переучивание ведущей руки.
Работа по устранению данной проблемы заключается в развитии пространственных представлений и графо-моторных навыков.
Работа по формированию пространственных представлений включает:
- формирование и развитие у ребёнка схемы тела, понятий «дальше - ближе»;
- формирование и развитие квазипространнственных представлений, т.е. обобщённых числовых понятий (чуть больше/меньше, наибольший),
последовательности различных явлений (например, времён года, месяцев, дней недели, часов и т.д.), временных понятий (раньше/позже, до/после);
- формирование и развитие пространственных представлений в речи: пространственные предлоги, наречия места и времени, антонимы величин и формы (узкий/широкий, высокий/низкий, плоский/выпуклый и т.д.).
Развитие графо-моторных навыков включает отработку пространственных представлений и ориентировку на листе бумаги, развитие чувства
размерности, выработка правильного направления движения по строкам и странице; отработка тонкой моторики при выполнении графических упражнений, развитие регуляторных процессов.
Если Ваш ребёнок левша, Вы должны учитывать некоторые особенности при обучении ребёнка:
- ни в коем случае (!!!) не переучивать леворукого ребёнка писать правой рукой;
- необходимо предоставить правильное направление падающего света;
- следить за наклоном тетради;
- обращать внимание ребёнка на точку начала строки и на направление письма/
Используемая литература: А.Р. Лурия «Психофизиология письма»; Хрестоматия по нейропсихологии под ред. Е.Д. Хомской; Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии».
Литература в помощь родителям:
- О.Б. Иншакова. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет (в двух частях). Москва, Владос, 2005
- М.М. Безруких. Леворукий ребенок, Москва, Вентана-Граф, 2008
- Е. Бахтина. Пиши красиво. Школа гениев, 2010
Учитель-логопед ГБОУ Школа № 113
Глущенко Наталия Владимировна
2016